Тханка (буквальный перевод «рисунок на ткани, который можно свернуть и взять с собой») – картинки и росписи, присутствующие во всех монастырях и святых местах Тибета. Они различаются по методу нанесения красок и использованным материалам:
– нарисованные;
– вышитые;
– в виде аппликаций.
Площадь полотна также может отличаться – от формата А5 до хранящихся в монастырях огромных свитков, используемых в ходе религиозных обрядов. Изображение должно соответствовать строгому своду правил и канонов, который начал собирать величайший тибетский художник Цонкапа, а через сотню лет завершил еще более важная фигура для тибетской истории, реформатор Менла Доундруп. В правилах упоминается общая композиция полотна, позы Будды и бодхисаттвы, направление взглядов, жесты и даже цвет одежд. Тханка – своего рода справочник для практикующего медитацию.
Тханка
Как смещение китайских техник и картин, Непала Тханка была сформирована в десятом веке. Классическая тханка состоит из листа с изображением и подложенным полотном, шелковой основы и двух цилиндров. Ориентация картины всегда вертикальная и находится она часто около предметов мандалы. Произведения изготавливают с помощью хлопчатобумажных полотен или льняных тканей. Рисунки наносят органическими красителями, иногда применяют драгоценные металлы и ювелирные камни. Более дорогие тханки – нарисованные или вышитые на шелковой ткани изображения. Сверху или сбоку к картине крепится палочка, чтобы легче было свернуть полотнище и унести с собой. Это объясняется тем, что в древности тибетцы вели кочевой образ жизни. Изображенные на картинах сюжеты могут быть самыми разными. Изображения Будды, богов и великих адептов буддизма, отражение представлений о теологии, астрологии, фармакологии того времени.
А когда от изучения тханки вы устанете, то добро пожаловать в игровой клуб Вулкан. Игра поможет расслабиться, а слоты на площадке настроены таким образом, что сорвать большой куш может каждый.
Изготовление тханки начинают с клея, который варят из хрящей и костей животных. Затем его смешивают с мелом и покрывают ткань первым слоем этой смеси. Обработанный таким образом кусок полотнища натягивают между деревянными рамками и закрепляют. Наносят, а затем соскребают на поверхность клей или воск для получения гладкой поверхности без отверстий и складок. Прорисовывают на импровизированном холсте основные линии будущей картины, намечают композицию. Затем, следуя строгим каноническим правилам, рисуют центральную фигуру, остальные элементы картины располагаются вокруг нее. Далее на эскиз наносятся яркие пигменты, в основном используют красный, зеленый, черный, белый и желтый. Получившийся рисунок затеняют для достижения видимости объемного изображения. Перед самым последним этапом, после таинственного ритуала, на картину наносят глаза и лица. В конце готовую картинку вынимают из рамы, прикрепляют к ней палочки и обрабатывают особым составом для защиты от пыли. Картина готова. Техника, сложившаяся в Тибете более тысячи лет назад, не меняется.